Что важно знать о соверменных внешних накамерных вспышках

Магия автоматики современных внешних вспышек

Что такое ведущее число вспышки?

Ведущее число вспышки определяет ее мощность и показывает на сколько метров (футов на западе) она может освещать пространство перед собой.

В студийном оборудовании мощность измеряется в Джоулях.
В портативном оборудовании обозначается ведущим числом - GN.

Вспышки делятся по мощности на три уровня:

Начальный уровень - ведущее число от 23-27. Во встроенный вспышках ведущее число - 8-14 метров.
Средний уровень - ведущее число 43
Топовые вспышки - ведущее число - 54-58.


Теоретический максимум заключается в том, что такие вспышки могут осветить объект 18% серого цвета на расстоянии 58 метров при диафрагме равной F1 и ISO 100.

Есть прямые взаимозависимости показателя

ведущего числа вспышки и настроек фотокамеры:

1. Чем больше закрыта диафрагма, тем больше уменьшается ведущее число вспышки.

Отсчет идет от F1, если закрыть диафрагму на 5 ступеней F8 до значение ведущего числа будет в 5 раз ниже - от ведущего числа 54 остается 10 метров. То, что находится дальше 10 метров, вспышка осветить не сможет.

 

2. Чем выше показатель Zoom-рефлектора, тем ниже ведущее число вспышки.

Zoom-рефлектор сужает и расширяет луч вспышки. Это нужно для полноценного освещения кадра в зависимости от угла кадра, выставленного на фотокамере. При съемке на широкий угол узкий луч не позволить осветить края кадра, они будут затемнены. Необходимо соответствие угла освещения вспышки и угла, который видит фотокамера в данный момент времени.

 

3. ISO - при повышении чувствительности матрицы ведущее число вспышки увеличивается.

При съемки удаленных объектов на диафрагме F8 или использовании большого значения Zoom-рефлектора, появляется необходимость в повышении ISO для увеличения ведущего числа вспышки. ISO - при повышении чувствительности матрицы ведущее число вспышки увеличивается. При съемки удаленных объектов на диафрагме F8 или использовании большого значения Zoom-рефлектора, появляется необходимость в повышении ISO для увеличения ведущего числа вспышки.

По типу взаимодействия с фотокамерами

современные вспышки делиться на две группы:

1. Монуальные вспышки -  на них есть только один центральный контакт, который отвечает за поджиг. Через него подается камерой или синхронизатором сигнал на импульс. Больше никаких действий с центральным контактом не происходит. Все остальные параметры выставляются в ручную: мощность, zoom-рефлектор.

 

2. Системные (автоматические) вспышки - имеют центральный контакт и набор других контактов. Через эти остальные контакты подается управляющие автоматические сигналы: коррекция мощности вспышки, Zoom-рефлектора, подсветка автофокуса, режимы синхронизации.

Режимы синхронизации внешней вспышки с затвором фотокамеры

Когда устанавливается системная вспышка на камеру,

с ней существует несколько вариантов работы:

- Обычный мануальный и TTL режимы.
- Высокоскоростной мануальный и TTL режимы.
- Синхронизация по первой и второй шторке в мануальном и TTL режиме.

1. Мануальный режим

В этом режиме активация вспышки происходит в соответствии с установленным ведущим числом (GN). Дальше вручную ведется подбор мощности вспышки. Каждый показатель в настройках вспышки уменьшает ее мощность в два раза.

2. TTL-режим (автоматический)

Режим TTL  буквенно может обозначаться по-разному в зависимости от производителя (A-TTl, E-TTL, i-TTL, P-TTL, S-TTL и другие). Смысл один и тот же — это режим автоматического подбора настроек вспышки.

В современных вспышках Canon этот режим обозначается ETTL, в Nikon – i-TTL.

 

Аббревиатура TTL происходит от «Through The Lens», что дословно переводится «через объектив». Это означает, что автоматический экспозамер для подбора настройки мощности вспышки происходит путем оценки освещенности в кадре через линзы объектива. Для этого используется предварительный оценочный импульс, который позволяет произвести замер экспозиции. Преимущество такого метода замера экспозиции позволяет учесть характеристики используемого объектива – во время замера делаются поправки на светосилу объектива, накрученные фильтры и насадки и угол обзора.

 

В таком режиме вспышка делает не одни импульс, а как минимум два импульса - тестовый и основной. Во время нажатия кнопки вспышка делает тестовый импульс, которые отражается от объекта съемки, возвращается в объектив, светочувствительный датчик камеры анализирует сколько света вернулось, и уже, в зависимости от количество полученного потока света, дает команду на коррекцию мощности основного импульса. В автоматическом режиме можно корректировать мощность импульса в ручную. Важно учитывать от какого объекта отражается свет: от черного, когда в камеру возвращается меньше света, или белого, когда в камеру возвращается больше света. Например жених с невестой одеты в контрастную одежду, мощность нужно понижать, чтобы не пересветить платье невесты, жертвуя экспозицией костюма жениха.

Виды автоматического экспозамера TTL:

ОЦЕНОЧНЫЙ (МАТРИЧНЫЙ) - учитывает общее количество отраженного света на всем кадре. Для замера экспозиции кадр распределяется на зоны, после чего в каждой отдельно взятой зоне измеряется яркость, соотношение света и тени. В итоге выводится среднее значение для всех охваченных зон изображения, на основе которого и устанавливается экспозиция. Лучше всего матричный режим использовать в условиях равномерного освещения или когда нет времени на раздумье какой режим подойдет - этот вариант окажется универсальным для всех случаев.

 

ЦЕНТРО-ВЗВЕШЕННЫЙ - замеряет количество отраженного света из центра кадра, игнорируя общее пространство кадра. То есть замер экспозиции происходит приблизительно на 60-80% изображения и измеряется по центральной зоне, имеющей форму круга. Этот режим экспозамера подходит для съемки портретов. При этом режиме измеряется освещенность центральной части кадра, чем дальше от центра объект, тем меньше его влияние на экспозицию. Результаты центровзвешенного экспозамера более предсказуемы, нежели матричного, однако он требует большей концентрации фотографа. Когда вы нуждаетесь в большем контроле над экспозицией (к примеру, не хотите, чтобы свет, исходящий с задней части кадра, как-то повлиял на экспозицию), отдавайте предпочтение центровзвешенному режиму замера экспозиции.

 

ТОЧЕЧНЫЙ - замеряет количество отраженного света от одной точки, на которую наведен фокус. Точечным экспозамером пользуются профессиональные фотографы, имеющие представление о системе экспозамера в целом. Точечный экспозамер хорош для съемки объектов на больших расстояниях или для макросъемки, особенно, когда предмет не занимает большую часть кадра. При использовании точечного экспозамера будьте осторожны: хорошо проэкспонировав небольшой фрагмент, вы легко можете потерять весь оставшийся кадр. Точечный экспозамер неплохо работает в условиях, когда сцена равномерно освещена, но объект съемки явно ярче или темнее, чем его окружение. Например, белая собака на фоне темной стены или человек, одетый в черное, стоящий на фоне белого здания. Другим хорошим и весьма известным примером является луна на фоне ночного неба, яркий объект на очень темном фоне.

 

При освещение объекта съемки вспышкой, в условиях отсутствия другого внешнего освещения, выдержка не играет никакой роли, ее можно ставить умеренно короткой (чтобы шторки матрицы срабатывали по очереди, одна открылась, другая закрылась, а не проходили перед матрицей одновременно, образуя щель) для экономии времени. Объект замораживается импульсом вспышки.  Регулировать поток света здесь можно диафрагмой. В камерах существует придел - минимальная выдержка синхронизации 1/250 (короче) - у профессиональных камер, и чуть длиннее 1/180, 1/200 у непрофессиональных камер.

 

В режиме высокоскоростной синхронизации (HSS - обозначение для Canon, FP - обозначение для Nikon) вспышка делает серию мелких импульсов около 200 - работает как фонарик, чтобы догнать шторки матрицы. При этом максимальная мощность вспышки падает, нужно ближе подходить к объекту съемки. Такой режим отлично подходит для подсветки модели на ярком фоне при съемке с открытой диафрагмой. Следует учитывать что все камеры Canon поддерживают высокоскоростной режим синхронизации вспышки, а у Nikon этот режим поддерживают только дорогие камеры.

 

Режим управления мощностью и режим высокоскоростной синхронизации - это два разных режима! Не путать!

3. Синхронизация по первой и второй шторке

При одном коротком импульсе вспышки с выдержкой 1/10 секунды можно задать время, когда произойдет этот импульс, в самом начале выдержки, перед экспонированием кадра, либо же сначала будет экспонировать внешнее освещение 1/10 секунды и только затем произойдет импульс.

 

В чем разница? Если синхронизироваться по первой шторке, то объект съемки заморозится в начальной фазе движения, если по второй - заморозка произойдет в конечной фазе движения. Необходимо учитывать простой факт физики, что на слишком коротких выдержках - 1/20, 1/30, 1/40 или 1/50 снимать по второй шторке не получится, она просто не успеет сработать - закрыться, поэтому камеры автоматически отключают этот режим на таких выдержках.

 

Дневной репортаж логичнее снимать, синхронизируясь по первой шторке, а при съемке, например, в ночном, лучше синхронизироваться по второй шторке, устанавливая более длинную выдержку. При синхронизации по второй шторке с длинной выдержкой клубный свет на заднем плане успеет интересно проэкспонироватья на фото, а конечный импульс заморозит объект съемки на переднем плане.

Что еще полезно знать про внешнюю накамерную вспышку:

1. В инструкции к вспышке помещают таблицу ведущих чисел в обычном и высокоскоростном режимах, которую следует проанализировать.
2. Чем меньше мощность вспышки, тем короче импульс. При коротком импульсе происходит заморозка движения.
3. Если вспышку питать от аккумуляторов, ее перезаряд будет происходить с два раза быстрее чем от батареек, что очень важно в репортажной съемке.

4. При автоматическом выборе мощности самой вспышкой нужно учитывать тот факт, что на удаленные объекты съемки вспышка настраивает большую мощность, а на приближенные - меньшую, от этого зависит как скоро разрядятся аккумуляторы и сколько импульсов сможет сделать вспышка.
5. На фотовспышке имеется белая прямоугольная визитка. Если направить вспышку в потолок и извлечь визитку из корпуса, направив вперед на модель, то в глазах будут красивые блики. Мощность вспышки при этом нужно установить небольшую и снимать недалеко от модели.

6. Стеклопластик вспышки быстрее выпаривается, если снимать с настройками широкого зум-угла, так как лампа находится максимально близко к стеклу, а когда происходит импульс на узком угле, лампа заезжает внутрь и меньше выжигает стеклопластик корпуса вспышки. 

7. Отдавать предпочтение щадящему для вспышки режиму М вместо TTL и стараться не использовать максимальные мощности вспышки, чтобы не перегревать ее. 

Жесткий и мягкий свет. Световые модификаторы

Мягкий свет - имеет плавные градиенты в тенях, чем больше источник света относительно снимаемого объекта, тем мягче свет.

 

Жесткий свет - имеет четкие границы в тенях, чем меньше источник света относительно снимаемого объекта, тем жестче свет.

Исходя из этих данных, можно сделать следующие выводы:

1. Использование пластиковой насадки для вспышки не дает смягчения светового импульса, как многие ошибочно полагают, а лишь несколько уменьшает его мощность, делая кадр немного темнее.

 

2. Использование, к примеру, такой светоформирующей насадки, как софтбокс, предназначенной для рассеивания и смягчения света, на близком расстоянии от объекта съемки, позволит смягчить световой импульс, а если этот же софтбокс значительно отдалить от объекта съемки, свет станет жестким.

 

3. Вспышкой, что называется «в лоб», под прямым углом в 90 градусов практически невозможно получить мягкий свет, даже с использованием различных насадок.

Какой выход:

1. Если на месте съемки присутствует невысокий белый потолок, можно направить вспышку вверх, и вместо жесткого источника «в лоб», можно получить большой источник отраженного и мягкого, рассеянного света - потолок. Плюсом ко всему, падение света сверху считается естественным и более привычным для визуального восприятия, более приятным. При таком способе съемки необходимо повысить мощность импульса вспышки и иногда, немного приоткрыть диафрагму, так же для суммарного повышения ведущего числа вспышки, так как часть света рассеится и потеряется при отражении от потолка на модель.

 

2. Выдвинув белую прямоугольную визитку из корпуса вспышки, образуется два источника света: основной мягкий свет - потолок и прямой заполняющий жесткий свет - визитка. Снимать модель необходимо на небольшом расстоянии. Мощность такого заполняющего света регулируется путем частичного погружения визитки обратно в корпус вспышки.

 

Не следует извлекать визитку и направлять вспышку вверх или в бок при съемке на улице или в помещении с темными потолками и стенами. Тестовый световой импульс при этом не сможет отразиться и вернуться в объектив. Следовательно, датчик камеры некорректно проанализирует количество светового потока, таким образом, будто съемка происходит в полной темноте, и задаст сигнал максимальной мощности импульса, что приведет к неоправданной перегрузки вспышки и быстрому разряду аккумуляторов.

 

3. Вспышку можно использовать не только как рисующий, но и как заполняющий источник света, снизив мощность импульса, открыв диафрагму и повысив значение ISO при съемки в недостаточно освещенном помещении. В солнечный день на пленэрной съемке импульсом вспышки можно разгонять тени на лице таким же заполняющим светом, но при низком значении ISO и закрытой диафрагме.

 

Синхронизация вспышек между собой:

Если одна вспышка на камере будет работать в режиме ETTL, то вторую ведомую вспышку нужно включить в режим ловушки S2 (Slave 2).
В таком режиме вспышка не будет срабатывать раньше, чем это нужно, так как ведущая вспышка делает предпых. 

Чтобы ведомая вспышка срабатывала на именно предпых, нужно ставить режим ловушки S1 (Slave 1). 


Яндекс.Метрика